ПОБЕДИМ КОРРУПЦИЮ ВМЕСТЕ! Вы "ЗА"?
Этим вы значительно обезопасите себя от поступков, которые с большей вероятностью повлекут негативные последствия, чем предполагаемую выгоду.

Анализ причин увеличения обращений по вопросам взыскания алиментов, направляемых в центральный аппарат ФССП России, и качества подготовки заключений в соответствии с требованиями приказа ФССП России от 10.04.2012 № 205

За 6 месяцев 2013 года в УФССП России по Оренбургской области и его структурные подразделения поступило 223 обращения по алиментам, что на 13,8 % меньше, чем за 6 месяцев 2012 года (259 обращений).

Снижение общего числа обращений по алиментам, поступивших в отчетном периоде, отчасти вызвано уменьшением количества исполнительных производств о взыскании алиментов, находившихся на исполнении (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество исполнительных производств по алиментам, находящихся на исполнении в 2013 году уменьшилось на 4,6 %), активной работой службы по установлению конструктивного диалога с населением через средства массовой информации и в ходе личного приема.

В аппарат Управления поступило 196 обращений по вопросам исполнения решений судов о взыскании алиментов, что на 55 обращений или 21,9 % меньше, чем за прошлый год. 

В структурные подразделения УФССП России по Оренбургской области, старшим судебным приставам поступило 27 обращений, что на 19 обращений или 3,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. 

Диспропорция поступления обращений в Управление и структурные подразделения УФССП России по Оренбургской области вызвана тем, что гражданин, обращающийся в адрес руководителя УФССП России по Оренбургской области, как правило, полагает, что его вопрос разрешится наиболее квалифицированно, а в исполнении решения суда будут задействованы все имеющиеся полномочия и возможности службы.

Причинами значительного количества таких обращений являются: большинство должников по исполнительным документам о взыскании алиментов не имеют постоянного места работы или трудовые отношения с ними по месту фактической работы должным образом не оформлены, в связи с этим установить размер реального дохода должника, из которого следует производить начисление алиментов, не представляется возможным. Задолженность по алиментам начисляется в соответствии со статьей 113 Семейного кодекса Российской Федерации, а ее погашение должниками производится нерегулярно, при наличии у них денежных средств. У лиц, обязанных уплачивать алименты, как правило, отсутствуют доходы и имущество, на которые по закону может быть обращено взыскание. Размер задолженности в таких случаях постоянно растет, а исполнительные производства указанной категории часто переходят на исполнение из года в год в качестве остатка и длительное время находятся на контроле у судебных приставов-исполнителей. Многие должники работают за пределами регионов, однако информация об их передвижении в территориальных органах внутренних дел и миграционной службы отсутствует.

Получить сведения о заработке или ином доходе должника судебный пристав-исполнитель может лишь из официальных источников (работодатель, налоговый орган), вследствие чего должники нередко умышленно поступают на низкооплачиваемую работу, чтобы снизить размер уплачиваемых алиментов. В таких случаях алименты взыскиваются в несопоставимом с прожиточным минимумом размере, что вызывает значительное количество обращений взыскателей по поводу несогласия с размером алиментных платежей.

За отчетный период 2013 года жалоб, поданных в порядке подчиненности, связанных с исполнением решений судов о взыскании алиментов, в УФССП России по Оренбургской области и его структурные подразделения поступило 35, что на 13 жалоб больше, чем за прошлый год, из них в аппарат Управления поступило 6 жалоб, структурные подразделения - 29.

В качестве причин увеличения количества обращений и жалоб, подаваемых в порядке подчиненности, отмечаются следующие.

1. Сокращенные сроки рассмотрения жалоб, поданных в порядке подчиненности, а также возможности его обжалования вышестоящему лицу.

2. Недобросовестное отношение должностных лиц к исполнению служебных обязанностей.

3. Информированность населения о деятельности ФССП России посредством Интернет-сайтов, «телефона доверия», средств массовой информации, проведение «прямых линий».

4. Нежелание граждан и представителей организаций считаться с доводами должностного лица, рассматривающего их жалобу, что приводит к обжалованию постановлений вышестоящему должностному лицу.

5. Рост доверия к органам государственной власти.

6. Общедоступность электронных каналов связи, упрощенный способ подачи обращений в форме электронного документа посредством Интернета (ЕПГУ, Интернет-приемная).

Основаниями для подачи гражданами обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности, по алиментам в Управление являются:

- несоблюдение сроков совершения исполнительных действий;

- непринятие полного комплекса мер, направленных на установление имущественного положения должника, а именно: непринятие мер по розыску должника и его имущества, непривлечение должника к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ, несвоевременное наложение ареста на имущество;

- отсутствие у сторон исполнительного производства информации о мерах, принятых судебными приставами-исполнителями, для надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Во многих случаях заявители направляют свои жалобы одновременно в несколько адресов, к примеру: в прокуратуру, Следственный комитет,  ФССП России, Управление и в структурное подразделение, в результате чего количество по сути одной жалобы удваивается, так как жалоба неоднократно проходит стадии регистрации и перенаправления. В связи с чем, рассмотренные обращения заявителей в УФССП России по Оренбургской области подлежат повторному рассмотрению в ФССП России.

Так например, в УФССП России по Оренбургской области из ФССП России, аппарата уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, прокуратуры Оренбургской области поступили жалобы Щеповских Н.В. в рамках исполнения исполнительного производства о взыскании алиментов с Гражданкина Д.В. В результате контроля за исполнением указанного решения суда, оказания методической помощи Управлением исполнительное производство судебным приставом-исполнителем взыскана задолженность по алиментам в размере 100 000 руб.

Исполнительные производства, по которым в адрес Управления поступили обращения, административные жалобы, а также поручения ФССП России в рамках исполнения приказа ФССП России от 10.04.2012 № 205 признанные впоследствии, обоснованными, ставятся на контроль. При рассмотрении поступивших обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности, специалисты отдела по работе с обращениями граждан совместно со специалистами аппарата Управления с учетом специфики направления работы разрешают вопросы, поставленные в обращениях заявителей. 

Также в целях совершенствования организации работы районных и городских отделов судебных приставов по взысканию задолженности по алиментам и оперативного решения вопросов при исполнении исполнительных производств данной категории, в соответствии с приказом УФССП России по Оренбургской области от 18.01.2010 № 10, действует рабочая группа по вопросам взыскания алиментов, в составе: заместителя руководителя Управления, начальника отдела организации исполнительного производства, начальника отдела организации работы по розыску должников и их имущества и начальников отделов судебных приставов г. Оренбурга. На заседаниях рабочей группы рассматриваются вопросы координации деятельности при исполнении судебных актов по алиментным обязательствам.

В результате вмешательства Управления по ряду указанных исполнительных производств удалось достичь положительных результатов.

Так, в УФССП России по Оренбургской области из ФССП России поступила жалоба Жантлесовой Э.Б. по вопросу неисполнения решения суда о взыскании с Жантлесова Т.Ж. алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка.

 В результате проведенной проверки установлено, что исполнительное производство 05.03.2012 окончено, копия судебного приказа направлена по месту работы должника с указанием производить удержания из причитающегося должнику заработка по 50% ежемесячно, из которых 25% - в счет текущих платежей, и 25% - в счет погашения задолженности.

Судебным приставом-исполнителем 25.01.2013 вынесено и направлено для исполнения в отдел судебных приставов Центрального района г. Оренбурга постановление о даче поручения по проведению проверки бухгалтерии ООО «Стройинженеринг» на предмет правильности удержания и своевременности перечисления денежных средств по судебному акту.

Проверка проведена судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов Центрального района г. Оренбурга, в результате которой установлено, что денежные средства, удержанные из заработной платы должника за март – июль 2012 года в сумме 12 896,70 руб., перечислены взыскателю платежными поручениями № 544, № 545 от 16.08.2012 и платежным поручением № 11 от 10.01.2013. Алименты за период с августа 2012 года по декабрь 2013 года в сумме 11 742,98 руб. из заработной платы должника удержаны, однако не перечислены, в связи с чем в отношении главного бухгалтера Дружининой Т.Б. составлен административный протокол по ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ. Руководителю ООО «Стройинженеринг» вручено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности по ст. 315 Уголовного кодекса Российской Федерации в случае неперечисления взыскателю денежных средств в установленный срок.

Одним из действенных рычагов по снижению количества поступающих жалоб является личный прием граждан главным судебным приставом Оренбургской области, а также старшими судебными приставами отделов судебных приставов.

Анализ статистических данных свидетельствует о том, что за 2013 год количество граждан, принятых на личном приеме должностными лицами УФССП России по Оренбургской области по вопросам исполнения решений судов по алиментам, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличилось на 3,6 раза. Так, за 6 месяцев 2012 года принято 188 гражданина, в 2013 году – 680 граждан.

Главным судебным приставом за 6 месяцев 2012 года и 2013 года по вопросам исполнительного производства о взыскании алиментов принято по 15 граждан, в процентном соотношении – 22,4 % в 2012 году и 37,5 % в 2013 году от общего числа граждан, принятых руководством аппарата управления.

Увеличилось количество принятых заявителей старшими судебными приставами, так в 2012 году принято 121 граждан, в 2013 году – 640 граждан.

Кроме того, руководителем УФССП России по Оренбургской области – главным судебным приставом Оренбургской области Божимовой О.А. в 2013 году осуществлен 1 личный прием граждан в приемной Президента Российской Федерации в Оренбургской области, в соответствии с графиком, представленным Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе. По результатам приема принято 14 граждан, из них по вопросам взыскания алиментов обратилось 2 гражданина.

На базе Сорочинского районного отдела судебных приставов 09.04.2013 осуществлен выездной прием граждан совместно с Уполномоченным по правам ребенка по Оренбургской области, по результатам которого принято 4 гражданина, по вопросу взыскания алиментов принят 1 заявитель.

Так, в ходе личного приема граждан руководителя УФССП России по Оренбургской области Божимовой О.А. поступила жалоба в рамках исполнения исполнительного производства о взыскании алиментов с Машкина А.А.  В результате контроля за исполнением указанного решения суда, оказания методической помощи Управлением должник ежемесячно погашает задолженность по алиментам в размере 5 000 руб.

Также в ходе проведенной руководителем УФССП России по Оренбургской области Божимовой О.А. горячей линии поступила жалоба Хижняк О.М. в рамках исполнения исполнительного производства о взыскании алиментов с Хижняка Д.А. В связи с чем, данное исполнительное производство поставлено на контроль Управления. В ходе исполнения решения суда судебным приставом-исполнителем взыскана задолженность по алиментам в размере 140 931,54 руб.

Немаловажное значение в работе по сокращению жалоб о взыскании алиментов имеет взаимодействие со средствами массовой информации.

За 6 месяцев 2013 года на телеканалах местного и регионального значения размещено 9 видеосюжетов о взыскании алиментов с разъяснением норм законодательства и наглядной демонстрацией исполнительных действий.

В печатных изданиях средств массовой информации размещено 10 публикаций о деятельности судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов, 10 сюжетов на данную тему озвучено в эфирах местных FM-радиостанций.

Кроме того, Управление приняло участие в тематическом приеме граждан по вопросу обеспечения государственными органами исполнения алиментных обязательств совместно с УФСИН России по Оренбургской области, УФНС России по Оренбургской области, Отделением Пенсионного фонда по Оренбургской области, Министерством труда и занятости населения Оренбургской области, Адвокатской и Нотариальной палат Оренбургской области. Прием граждан проводился в «Доме юриста».

Также на телеканале «Регион» и на радио «ГТРК Оренбург» проведена телепередача по вопросу невыплаты алиментов с участием руководителя УФССП России по Оренбургской области.

Для более полного и своевременного исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов ежегодно Федеральная служба судебных приставов проводит акцию «Судебные приставы — детям».

Также в рамках акции в районных/городских отделах судебных приставов проведены выставки детских рисунков, посвященные Дню детства, данные рисунки вручены 50 должникам по алиментным обязательствам.

Следует отметить, что в отделе судебных приставов Ленинского района г. Оренбурга в рамках данной акции изготовлен и вывешен в отделе стенд под названием: «Так не должно быть на свете, чтобы брошены были дети», на котором размещены фотографии детей.

В Соль-Илецком районном отделе судебных приставов на приеме у судебных приставов-исполнителей взыскателям раздавались бесплатные билеты на концерт и кукольный спектакль. Также в городе размещен баннер с фотографиями неплательщиков алиментов.

В рамках акции 18.04.2013 отделами судебных приставов г. Оренбурга приглашены взыскатели по исполнительным производствам о взыскании алиментов вместе с детьми на Всероссийский фестиваль – конкурс «Хрустальные звездочки 2013».

С целью воздействия на должников для осознания такой социально значимой обязанности как уплата алиментов Управлением 21.05.2013 проведена встреча с представителями религиозных конфессий. Данная встреча проводилась с участием представителя Русской Православной Церкви - отца Владимира, а также помощника муфтия Оренбургской области Хазрата Хабубуллина Абдурахмана и сотрудников ГУ «Центр занятости населения».

Также в г. Оренбурге на ул. Терешковой (ост. Октябрьская), ул. Чкалова, пр. Победы, ул. Березка размещены баннеры: «Узнай о своих долгах» (информация о Банке данных исполнительных производств) – 2 шт., «Не лишай ребенка детства – заплати алименты!», «Вспомни о ребенке – заплати алименты».

Управлением проведен анализ представлений прокуратуры, поступивших по вопросу взыскания алиментов, а также организована проверка исполнительных производств, в рамках которых поступили представления прокуратуры, в целях выявления нарушений и недостатков в работе судебных приставов-исполнителей по взысканию алиментов.

Всего за 6 месяцев 2013 года рассмотрено 39представлений по алиментным обязательствам, что составляет 30 % от общего количества представлений, поступивших за 6 месяцев 2013, и что на 8,3 % превышает количество представлений, поступивших за 6 месяцев 2012, проведена 41 служебная проверка.

В результате за допущенные нарушения, выявленные в ходе проверок за 6 месяцев 2013 года, 41 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности в виде «замечания», а именно: 35 судебных приставов – исполнителей и 6 начальников отделов - старших судебных приставов.

При проведении служебной проверки для полного, объективного и всестороннего установления фактов совершения государственным гражданским служащим дисциплинарных проступков, вины, причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков, от судебных приставов - исполнителей, а в необходимых случаях и от начальников отделов - старших судебных приставов районных/городских отделов судебных приставов истребуются объяснения.

Наиболее распространенными нарушениями, указанными в представлениях, являются несоблюдение сроков совершения исполнительных действий, предусмотренных ст.ст. 30, 36, 47, 64, 65, 68, 102 ФЗ «Об исполнительном производстве», и непринятие судебными приставами - исполнителями всех предусмотренных законом мер по своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительных документов (ст.ст. 10, 12 ФЗ «О судебных приставах»).

Так, по представлению прокуратуры Соль - Илецкого района Оренбургской области от 07.05.2013 № 7-2-2013 по факту нарушений законодательства об исполнительном производстве и о судебных приставах, выявленных в действиях судебных приставов – исполнителей Соль – Илецкого районного отдела судебных приставов по исполнительному производству № 6265/11/34/56 о взыскании с Галиновича А.Г. в пользу Галинович Л.М. задолженности по алиментам в размере ¼ части всех видов заработка проведена служебная проверка.

В действиях судебного пристава – исполнителя Абземельева Т.Р. выявлены нарушения ст. 12 ФЗ «О судебных приставах», выразившиеся в непринятии всех предусмотренных законом мер по своевременному и полному исполнению требований исполнительного документа.

За допущенные нарушения судебный пристав - исполнитель Соль – Илецкого районного отдела судебных приставов Абземельев Т.Р. привлечен к дисциплинарной ответственности в виде «замечания».

Акты прокурорского реагирования по вопросам, связанным с рассмотрением обращений и административных жалоб по вопросам взыскания алиментов, в отчетном периоде не поступали.

С целью предупреждения повторности нарушений законодательства об исполнительном производстве начальникам отделов – старшим судебным приставам поручено обсуждать представления прокуратуры на оперативных совещаниях отделов, лично контролировать оперативное устранение выявленных нарушений законодательства и принимать все предусмотренные законом меры к фактическому исполнению требований исполнительных документов, исполнительные производства ставить на личный контроль.

Не всегда к судебным приставам – исполнителям применяются меры дисциплинарного взыскания за допущенные нарушения, поскольку на момент проверки имеют место случаи истечения сроков, предусмотренных ст. 58 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в частности шести месяцев со дня совершения проступка, либо имеются иные объективные причины (нахождение в отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком; увольнение виновных должностных лиц).

Проведенный анализ показал наличие объективных и субъективных причин, по которым допускаются нарушения со стороны судебных приставов – исполнителей.

Одной из объективных причин является непродолжительный стаж работы судебных приставов – исполнителей. Так, по состоянию на 01.07.2013 принято 147 государственных гражданских служащих, уволено – 144 (из них: судебных приставов – исполнителей – 57, начальников отделов – старших судебных приставов – 3).

К субъективным можно отнести низкий уровень знаний действующего законодательства, низкую исполнительскую дисциплину судебных  приставов – исполнителей, отсутствие должного контроля со стороны начальников отделов – старших судебных приставов.

Одной из основных форм упорядочения работы с обращениями граждан и представителей юридических лиц остается проверка структурных подразделений на предмет своевременности, качества и полноты представляемых ответов, а также организации личного приема.

Ежеквартально в структурные подразделения направляются обобщения типичных недостатков, положительного опыта деятельности в сфере рассмотрения обращений.

В структурные подразделения УФССП России по Оренбургской области в 1 полугодии 2013 года отделом по работе с обращениями граждан направлены письма:

- 26.02.2013 обзор типичных нарушений при ведении номенклатурных дел;

- 24.04.2013 аналитическая справка об организации личного приема граждан по итогам 3 месяцев 2013 года во взаимосвязи с количеством жалоб, поданных в порядке подчиненности, и предъявляемых в суды заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц УФССП России по Оренбургской области;

- 25.04.2013 положительный опыт структурных подразделений УФССП России по Оренбургской области в сфере работы с обращениями и жалобами в порядке подчиненности;

- 30.04.2013 обзор нарушений ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 №229-ФЗ, выявленных в ходе рассмотрения обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности.

В первом полугодии 2013 года отделом по работе с обращениями граждан проведено 6 целевых проверок структурных подразделений в сфере рассмотрения обращений граждан.

Нарушения в части рассмотрения обращений и жалоб, поданных в порядке подчиненности по вопросам взыскания алиментов, не выявлено.

Управлением УФССП России по Оренбургской области в 2013 году в целях повышения эффективности работы по исполнительным производствам о взыскании алиментов и сокращения количества обращений граждан по вопросам исполнения решений судов о взыскании алиментов направлены в районные и городские отделы судебных приставов информационные письма: «О порядке проведения судебными приставами-исполнителями проверки бухгалтерий организаций», «О ведении реестров должников, направленных в подразделения ЦЗН», «Организация работы отделов судебных приставов по исполнению исполнительных документов по алиментным обязательствам», «Обзор типичных недостатков при исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов», «О порядке определения задолженности по алиментам, подлежащих взысканию с должника индивидуального предпринимателя, применяющего систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход», обновленные макеты уголовных дел, подследственных Федеральной службе судебных приставов, методические рекомендации по выявлению, организации и планированию дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 УК РФ, памятки начальникам отделов–старшим судебным приставам, судебным приставам-исполнителям и дознавателям, которые используются в работе, методические рекомендации о прядке исполнения документов о взыскании алиментов.

Так, начиная с 11.03.2013 оказана практическая помощь Бузулукскому РОСП, Новотроицкому ГОСП, Гайскому РОСП. А также проведены целевые проверки работы Оренбургского РОСП, ОСП Дзержинского, Ленинского, Центрального района г. Оренбурга.

За период с 04.06.2013 по 06.06.2013 проведена целевая проверка отдела судебных приставов Промышленного района г. Оренбурга.

Кроме того, с судебными приставами-исполнителями проведены семинарские занятия на темы:

- «Порядок окончания исполнительных производств о взыскании алиментов, по которым имеется задолженность» (информационное письмо № 12/01-13603-АП от 15.10.2008);

 - «Расчет задолженности по алиментам» (Памятка по порядку расчета задолженности по алиментам от 27.07.2012);

- «Схема организации взаимодействия начальника отдела-старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя и дознавателя» (информационное письмо от 20.12.2011 № 12/04-31007-ВВ).

На исполнении за 6 месяцев 2013 года находилось 754 разыскных дела по розыску должников по исполнительным производствам о взыскании алиментов. Прекращено 415 разыскных дел в связи с розыском должников по исполнительным производствам данной категории. За аналогичный период 2012 года вынесено 914 постановлений о розыске должника по исполнительным производствам о взыскании алиментов, 496 прекращено разыскных дел в связи с розыском должников по исполнительным производствам данной категории.

Отделом организации работы по розыску должников и их имущества разработан и направлен в структурные подразделения алгоритм действий судебных приставов – исполнителей и судебных приставов – исполнителей, наделенных полномочиями по розыску, по установлению местонахождения должника по алиментам.

На сегодняшний день судебный пристав – исполнитель наделен достаточными полномочиями и имеет доступ ко многим базам, информационным ресурсам и учетно-поисковым программам различных структур. Так, в отделе розыска Управления сосредоточены определенные информационные ресурсы, сведения из которых необходимы судебному приставу – исполнителю, а именно: ИЦ УМВД по Оренбургской области (место регистрации лица, паспортные данные, информация о привлечении к уголовной и административной ответственности, наличие оружия и др.), сведения ИФНС (выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП — является ли должник руководителем, учредителем предприятий и др.), ГИБДД при УМВД по Оренбургской области (наличие автотранспорта, водительского удостоверения, административные правонарушения, прохождение ТО), Роспатента (товарные знаки, промышленные образцы), РАО (Российское авторское право), РФА (равноправный фонографический альянс), ГУ-УПФ РФ, данные ФМС (база заграничных паспортов), Торговый реестр г. Оренбурга, данные Земельной кадастровой палаты, Гостехнадзора, база «Ростелеком» (данные по стационарным телефонам Оренбургской области), Социальные сети («Одноклассники», «Вконтакте», «Facebооk», «Mail.ru»), фотомассив ООРИ УМВД по Оренбургской области (фотографии лиц, находящихся в базе УМВД), ФИС ГИБДД (административные правонарушения по РФ), данные о лицах, находящихся в СПЦ по ИАЗ УМВД по Оренбургской области (специальный приемный пункт для лиц отбывающие административный арест), УФСИН России по Оренбургской области (банк данных оперативно-справочной, разыскной информации лиц отбывавших наказания).

На сегодняшний день нарабатывается практика по розыску должников по IP-адресам компьютеров, через которые должник выходит в Интернет.

Также используется практика получения информации о заключении договоров на оказание Интернет услуг с провайдарами, которые предоставляют фактический адрес проживания, указанный должником в договоре.

Необходимо отметить, что на результаты розыска положительно влияет взаимодействие с УМВД России по Оренбургской области в части получения информации о лицах, отбывающих административный арест.

Также УФССП России по Оренбургской области обратилось к Правительству Оренбургской области, являющемуся учредителем ГУП СМИ Оренбургской области, за содействием в решении вопроса об использовании возможностей средств массовой информации для целей розыска должника – гражданина или розыска ребенка.

По результатам обращения Правительством Оренбургской области всем руководителям государственных средств массовой информации, входящих в состав ГУП «РИА «Оренбуржье», направлено информационное письмо, в котором рекомендовано оказывать УФССП России по Оренбургской области содействие в размещении в печатных изданиях информации о разыскиваемых должниках.

За 6 месяцев 2013 года судебными приставами-исполнителями произведено 298 арестов имущества должников в рамках исполнительных производств о взыскании алиментов. Данное имущество передано на реализацию.

С целью контроля за исполнением работодателями исполнительных документов на работающих у них должников по алиментным обязательствам судебными приставами-исполнителями проводятся проверки бухгалтерий организаций, в которые направлены исполнительные документы, на предмет правильности удержания алиментных платежей и перечисления их взыскателям.

Работа по проверкам бухгалтерий регламентирована поручением ФССП России от 10.11.2008 №12/01-14910-НВ «О порядке проведения проверок исполнения исполнительных документов на работающих должников» и письмом заместителя руководителя Управления ФССП России по Оренбургской области от 06.05.2009 «О проведении судебными приставами-исполнителями проверки бухгалтерий организаций», где установлен порядок применения конкретных мер в целях обеспечения надлежащего исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментных платежей.

Всего за 6 месяцев 2013 года судебными приставами — исполнителями структурных подразделений Оренбурга и Оренбургской области было проверено 1 668 бухгалтерий, из которых 877 проверок бухгалтерий осуществлено в рамках неоконченных исполнительных производств (2 644), что на 7,9 % больше прогнозного показателя, и 791 проверок в рамках оконченных производств (4 877), что на 1,2 % больше прогнозного показателя.

В отделах судебных приставов г. Оренбурга и Оренбургской области ведутся реестры организаций – работодателей, в которых трудоустроены должники. Указанные реестры содержат сведения о датах и результатах проверок. По результатам вышеуказанных проверок судебными приставами – исполнителями вынесено 39 постановлений о наложении штрафов в отношении должностных лиц организаций.

При неперечислении алиментов по вине бухгалтера судебным приставом-исполнителем применяются штрафные санкции в отношении виновных лиц в соответствии со ст. 17.14 ч. 3 КоАП РФ.

В целях повышения эффективности работы по исполнению исполнительных производств 18.06.2013 проведена рабочая встреча с представителями предприятий, где на удержании находятся постановления СПИ об удержании денежных средств из заработка работников, являющихся должниками по исполнительным производствам о взыскании алиментов.

На рабочую встречу приглашено 117 бухгалтеров, однако присутствовало только 19 бухгалтеров предприятий г. Оренбурга, среди которых такие крупные предприятия как: ОАО ПО «Стрела», ОАО «Оренбургские авиалинии», МКГ «Оренбургские пассажирские перевозки», ОАО «Оренбургский путиремонтный завод», ОАО «Оренбургский станкозавод», Центр занятости населения г. Оренбурга и др. В ходе рабочей встречи проведено семинарское занятие по вопросу удержания денежных средств из заработной платы должников.

По завершению рабочей встречи до сотрудников предприятий доведена информация по банку данных исполнительных производств и каждому передана памятка для руководителей и бухгалтеров организаций (предприятий) по вопросам удержания и перечисления денежных средств из заработной платы и иных доходов должника по исполнительным документам, утвержденная Директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации от 19.06.2013 № 01-46, а также флайры по банку данных исполнительных производств и способов оплаты задолженности.

Отделом организации исполнительного производства разработана таблица оперативного отчета о взыскании алиментов. Данные сведения ежедневно представляются ОСП и РОСП Оренбургской области и г. Оренбурга, на основании которых ежедневно проводится мониторинг и анализ предоставленных данных.

Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области 10.08.2007 заключено соглашение с Министерством труда и занятости населения Оренбургской области.

В рамках данного соглашения судебные приставы-исполнители направляют граждан, обязанных к уплате алиментов, ищущих работу и готовых приступить к ней в центры занятости населения городов и районов области, а также осуществляют систематический контроль за своевременным обращением граждан, обязанных к уплате алиментов, в центры занятости населения области.

Так, судебными приставами — исполнителями в 2013 году для постановки на учет с последующим трудоустройством направлено 934 граждан, обязанных к уплате алиментов. Всего трудоустроено 146 должников, из пособий по безработице, получаемых 258 должниками, удерживаются алименты.

Управлением Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области 30.05.2007 заключено соглашение с ГУ «Центр занятости населения г. Оренбурга».

Соглашение определяет порядок проведения проверок достоверности предоставляемых должниками, в том числе и по алиментным обязательствам, сведений о заработной плате.

Мера принудительного исполнения, предусмотренная ст. 67 ФЗ «Об исполнительном производстве», на сегодняшний день весьма актуальна, широко используется судебными приставами-исполнителями и, как показывает практика, приносит положительные результаты. Данная мера в комплексе с остальными исполнительными действиями и мерами принудительного исполнения играет положительную роль в стимулировании должников к выплате алиментов.

За отчетный период вынесено 2 260 постановлений о временном ограничении выезда должников, обязанных к уплате алиментов, за пределы Российской Федерации.

В связи с тем, что временное ограничение права выезда затрагивает конституционные права граждан, данное направление находится на особом контроле Управления. С целью оперативного обмена информацией с Управлением Федеральной Миграционной службы по Оренбургской области заключено соглашение, в соответствии с которым сведения о гражданах, которым временно ограничено право выезда, направляется в ФМС в электронном виде. В свою очередь миграционная служба представляет базу данных заграничных паспортов, выданных на территории Оренбургской области, и судебный пристав-исполнитель в кратчайшие сроки может узнать о наличии заграничного паспорта и в случае необходимости принять соответствующее процессуальное решение. 

Судебными приставами-исполнителями активно применяются меры административного и уголовного воздействия.

За 6 месяцев 2013 года начальниками отделов – старшими судебными приставами и дознавателями УФССП России по Оренбургской области рассмотрено 760 заявлений и сообщений о преступлениях по ст. 157 УК РФ, возбуждено 588 уголовных дела. Судом рассмотрено 318 уголовных дел, из них 313 с вынесением обвинительного приговора, по 760 исполнительным производствам проведена доследственная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ.

За 6 месяцев 2013 года поступило 37 заявлений в суд по обжалованию действий судебных приставов - исполнителей, связанных с исполнением исполнительных документов по алиментным обязательствам, из них 1 судом удовлетворено.

Обжалование постановлений, действий (бездействия) должностных лиц в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу является одним из инструментов досудебного урегулирования споров, возникающих в рамках исполнения исполнительного производства, уменьшающим количество обращений заинтересованных лиц, чьи права нарушены в исполнительном производстве, в суды за защитой своих прав.

Рассмотрение жалобы в порядке подчиненности должно быть направлено на восстановление и защиту прав и законных интересов граждан и организаций, нарушенных при организации принудительного исполнения судебных актов и актов специально уполномоченных органов.

На фоне увеличения жалоб, поданных в порядке подчиненности, увеличения количества принятых граждан произошло снижение заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц УФССП России по Оренбургской области, принятых судами в отчетном периоде, что говорит об организованной работе Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Время создания/изменения документа: 10 июля 2013 18:42 / 14 апреля 2015 13:25

Версия для печати